КАК ВЫБРАТЬ БУДУЩЕЕ?



КАК ВЫБРАТЬ БУДУЩЕЕ?

Специальный гость номера | Профобразование

Кристина Фролова, Полина Игошина

Ценность высшего образования продолжает снижаться. Статистика, которая может шокировать старшее поколение: число поступающих в колледжи и техникумы превысило количество тех, кто оканчивает 11-й класс. Тренды идут неспешным шагом из США, там уже давно молодежь предпочитает учебе в университете открытие своего стартапа. О развитии профессионального образования в Кузбассе и новых тенденциях «Бизнес-журналу» рассказал ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования Аман Тулеев.

КАДРЫ — ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

– Аман Гумирович, насколько изменилась за последнее десятилетие ситуация в системе профессионального образования региона? 

– Хочу начать с истории. 19 лет назад, в 2002 году, будучи губернатором (прим. ред. – А. Г. Тулеев был Губернатором Кемеровской области с 1997 по 2018 г.), подписал распоряжение о создании Кузбасского регионального института развития профессионального образования. В области у меня была проблема – не хватало людей, кадров, не с кем работать. Встречаешься с бизнес-сообществом, первый вопрос: «Как обстановка?». И тут начинается: «Специалистов нет, причем широкого профиля, чтобы не просто сварщик, а чтец, и жнец, и на дуде игрец». Учились студенты, учились, потом приходили на предприятие – и тут выяснялось – все эти годы их не тому учили, и все заново. Тогда и зародилась идея института, где повышать свою  квалификацию будут преподаватели, работающие в системе профессионального образования. Честно, когда я издал это распоряжение, мне и не снилось, что через 19 лет в этом же институте буду ректором.

В 2020 году система профессионально-технического образования отмечала 80 лет с момента появления. В прошлом веке она развивалась очень стремительно, потому что росла промышленность. А потом начались лихие 90-е, и вот здесь все рухнуло. Почему? Да практически все училища были выстроены под кадровые нужды конкретных предприятий.

И только где-то последние 8 лет мы стали поднимать профобразование. К тому времени уже не было училищ, они вошли в состав  техникумов и колледжей. Теперь рабочих готовит техникум, это повысило качество подготовки и престиж рабочей профессии. Я сейчас, кстати, бьюсь и говорю, давайте уберем слово «рабочие», оно отталкивает. Назовем по-другому – специалисты. Если человек управляет комбайном, у него инструкция на английском языке, ну какой он рабочий?

 Самое главное – число студентов, поступающих в колледжи и техникумы, с каждым годом увеличивается. Значит, интерес есть. Раньше как считали? Туда идут дети из бедных семей, двоечники-троечники, кто в институт не может поступить. Мы сделали тщательный анализ, выяснилось, что при зачислении на многие направления нет экзаменов, но отбор идет по среднему баллу в школьном аттестате. Получается, что в ведущие техникумы поступают хорошисты и отличники. И там приличный конкурс.

– В последнее время часто говорят о том, что многие рабочие профессии умирают. Вы согласны с этим? И связаны ли эти изменения со становлением цифровой экономики?

– Профессии не умирают, а меняются, и раньше, и сейчас «золотые руки» востребованы.

Есть такие профессии, которые всегда нужны, например сварщики. Вот помню я, на «Запсибе» авария была, сварщика порядочного не мог найти, везли специалиста из Австрии, потому что шов должен был быть высокоточный, отклонений никаких, а наш начинает варить, то рука у него дернется, то еще что-то.

Вот еще один интересный пример. В мою бытность, лет 10 назад, были соревнования в Китае среди шахтеров-горнопроходчиков. Участвовало 5 стран: Китай, Россия, Германия, Австралия, Новая Зеландия. Жюри смотрит, как специалисты с поломками справляются. Все инструкции на китайском языке. Представляете? Но наши ребята разобрались, устранили неисправность. Получили первое место, мы тогда очень этим гордились.

Возьмем тех же слесарей, сантехников, которых всегда критикуем. Посмотрите, что раньше было и что сейчас, – трубы-то пластиковые. Технология уже другая, а для этого колледжам надо быстро уметь менять саму программу, подстраиваться под современные тренды.

Но тем не менее трудоустройство рабочих – это больной вопрос. В Кузбассе более 60% выпускников трудоустраиваются, а в других регионах и этого нет. Цифра 60 – это вроде неплохо, а остальные-то где? Надо составлять иначе программу профобучения. Как это сделать? Руководитель предприятия из любой отрасли должен четко знать, что будет у него в компании через 10 лет, какие технологии планируют внедрять, какую продукцию выпускать. Вот тогда все сойдется. А не так, как сейчас: мы готовим кадры, а они отправляются в свободное плавание.

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ

Жизнь для Вас...

– это дорога. Я по профессии железнодорожник, инженер путей сообщения. Поэтому дорога с подъемами и спусками, а не бархатный путь. И, конечно, преодоление. Все, что я прошел в жизни: от стрелочника на станции Краснодар-1 до губернатора Кемеровской области – я прошел без «мохнатой руки».

Команда для Вас...

– это союз единомышленников, так я раньше говорил. Сейчас у меня другое мнение. Это не только единомышленники, но и те, кто вместе с тобой находится в трудных жизненных ситуациях.

Успех...

– это радость других людей от того, что ты сделал.

Семья для Вас...

– это настоящее счастье, место, где тебя не предадут и всегда ждут.

Счастье для Вас...

– это просто. Лишь бы были живы и здоровы близкие и родные люди. Чтобы рядом были супруга Эльвира Федоровна, сын Дима, внуки и правнуки.

– Успевают ли техникумы и колледжи за этими изменениями, которые происходят в обществе?

– Техникумы держат нос по ветру. Соответственно, они смотрят, что востребовано на рынке труда, разрабатывают новые  программы под профессию и приглашают преподавателями руководителей, мастеров с предприятий. Высшее образование, за которым в мое время все так гнались, становится менее популярным. В прошлом году свершилось в стране историческое событие. Число тех, кто поступает в техникумы, колледжи, превысило количество тех, кто идет в 10-11-й класс и потом получает «вышку».

В Америке похожая ситуация. Практически массовый отказ от высшего образования. Люди у них вместо поступления в университеты открывают свое дело. А недостающие знания они получают на различных курсах, лекциях постоянно. Другой вопрос, насколько у тебя хватит силы воли, мотивации, самодисциплины?  Но я считаю, что высшее образование есть высшее, и студенты техникумов и колледжей уже на более льготных условиях могут поступить в вуз и учиться по сокращенной программе.

Профессиональное образование – это живая система, не закостенелая. Число взрослых людей, которые поступают в колледж на короткие программы, то есть добирают себе новые компетенции, также увеличилось. Вывод один: люди, предприятия, бизнес стали больше доверять системе СПО и, соответственно, вкладывать деньги в получение профессиональных навыков.

Сегодня в Кузбассе 67 техникумов, в которых учатся около 63 тысяч студентов. Знания получают по 180 направлениям.

– Как Вы считаете, чем можно заинтересовать бизнес, чтобы он более активно финансировал техникумы?

– Малый и средний бизнес не привлечешь к финансированию техникумов. Дай бог, чтобы они сами себя прокормили и выжили. Речь идет про большие структуры. Я считаю, что нужно им объяснять: «Вы не думайте, что профессиональное образование – это общественный транспорт. Хочешь – проедешь, хочешь – заплатишь, хочешь – не будешь. Нет, милый мой, платить все должны. Мы кадры готовим не просто так, а для тебя. Ты, пожалуйста, участвуй: можешь поставлять новое оборудование, предлагать свои программы, принимать экзамены, но ты вложи деньги».

Какое, по идее, должно быть взаимодействие с бизнесом: допустим, я окончил 9 классов, вначале иду на предприятие и смотрю, что за профессия мне нравится. Не получилось, пошел во второе место, в третье. И когда нашел дело по душе, то поступаю на специальность. Обучение должно быть следующее: теория в техникуме, а практика – на предприятии. Но, милый мой, я если у тебя работаю, ты мне плати денежки-то, хотя бы прожиточный минимум.

Еще  Ленин говорил, что стоит найти нужное звено, подтянуть его, а там вся цепочка выправится. Главное – это люди, кадры, высококвалифицированные специалисты. Не будет их, ты хоть 300 программ напиши, что толку? А ведь у нас есть таланты. Поэтому, если ты обучаешь, то, пожалуйста, на том оборудовании, которое сейчас работает. Надо материально-техническую базу обновлять. У нас, кстати, в Кузбассе мощно идет этот процесс. Помогает в этом и движение WorldSkills, которое  направлено на масштабную  популяризацию СПО.

В 2019 году возросла популярность среднего профессионального образования у молодых людей. Об этом говорят итоги мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС «Трудоустройство молодежи. Выбор в пользу СПО».  Более 38% респондентов в возрасте 23–29 лет имеют только среднее профессиональное образование, тогда как в группе 31–36 лет таких 28%.

WORLDSKILLS – ПУТЬ К ОБНОВЛЕНИЮ

– В 2020 году в Кузбассе много говорили про движение WorldSkills, ведь здесь проходил финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Как Вы оцениваете это событие?

– WorldSkills – само движение очень мощное, мировое. И я рад, что наша страна участвует. В прошлом году благодаря инициативе администрации Президента, Министерства просвещения, Правительства Кузбасса, в Новокузнецке прошел финал национального чемпионата. Во-первых, это большое достижение – не каждому региону дадут такую возможность. Но чемпионат обычно проводится  очно, а здесь пандемия. Поэтому финал проходил онлайн: конкурсанты были на рабочих местах в своих городах, эксперты оценивали дистанционно. Все очень масштабно: 3 тысячи участников, 700 экспертов из 85 регионов, 130 компетенций, зрители из 76 стран.

Ребята наши отличились, заняли второе место в общекомандном зачете.

– Как Вы считаете, помогает ли движение WorldSkills готовить востребованные кадры для нашего бизнеса?

– Кузбасс вступил в движение и уверенно себя в нем чувствует. Это позволяет повышать мастерство конкурсантов, плюс соревнования – это всегда интересно, ну и главное – обновление материально-технической базы. Потому что все оборудование, которое было приобретено для чемпионата, остается техникумам. И на нем дальше будут учиться.

СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

– Какие направления повышения квалификации педагогов сегодня самые востребованные?

– У нас каждый год реализуется более 40 программ повышения квалификации. Плюс семинары, вебинары, консультации. Я из-за чего переживаю: мы проводим  какую-то лекцию, вебинар, ждем обратную связь – нужно это или нет. Если да, то хорошо.  Если не нужно, отбрасываем, переходим на другое. То есть постоянно мониторим, что требуется сегодня педагогу. География слушателей – это не только Кузбасс, но и Хакасия, Бурятия, Тыва, Красноярский край, Алтайский край, Иркутская область, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

И переход, конечно, на дистанционку очень неожиданный. Грянул как гром среди ясного неба – не все были готовы, многие вообще ни разу не работали в дистанте, поэтому нам срочно пришлось продумывать мощную программу для специалистов, у которых не было опыта организации такого обучения. В итоге ее бесплатно прошли около 1000 человек.

Вы только подумайте, как сложно работать в новых реалиях. Взять наших лучших преподавателей: они читают лекции, просто залюбуешься, они живут этим. Когда с людьми общаешься, ты чувствуешь зал, энергетику, взгляды, перешептывания, а тут экран. Он говорит, смотрит, а слушает его кто-то или нет – вопрос. Психологически очень сложно.

Мы провели опрос – 60% наших слушателей говорят, нет, Тулеев, хотим дистанционно учиться. Потому что, чтобы очно учиться,  надо с того же Прокопьевска приехать, это дополнительные расходы, от семьи отрыв, а тут включил и слушай любого профессора из любой точки мира.

«Самое главное в профессии педагога, преподавателя – воспитать человека высокообразованного, многогранного, духовного, нравственного»

– Учителя для учителей или не только?

– У нас население области более 2 600 000 человек, из которых 800 тысяч – пенсионеры. Мы для них делаем специальные образовательные проекты. Допустим, собрали актив и говорим: «Ребят, хватит вам сидеть, займитесь предпринимательской деятельностью, бизнесом». Например, я был в Австрии. Стоит памятник, а рядом тент, где можно кофе купить и пирожки. И тут же тебе женщина такая хорошая, добродушная рассказывает все про этот памятник. Ты и чай пьешь, и кофе, и пирожки ешь, и она тебе чего-то щебечет, а в итоге – семейный бизнес вокруг одного памятника. А у нас ведь каких талантов только нет? Заведите свое дело. Теперь у людей вопрос: а как нам это сделать? У меня пенсия 12 тысяч? А здесь с нами наши партнеры, например Сбербанк. И они рассказывают в стихах: начать вот с этого, если потребуется – оформить займ. В начале нужно предоставить людям полную информацию, а дальше дать толчок тем, у кого есть желание. Сегодня у нас постоянно в разработке несколько новых проектов  на разную аудиторию, мы всегда держим руку на пульсе.

– Кадровая политика института – это?

– В институте работает более 100 сотрудников, среди  них – кандидаты и доктора наук, профессоры, доценты.  Это хороший костяк и высокий уровень. Мы сейчас работаем над проектом  «Бережливое производство».  Эта технология успешно применяется в промышленности, а ведь с образованием сложнее. Нам нужно сделать так, чтобы избежать потери и повысить качество обучения.

– Вопрос о социальных функциях института. Я знаю, что у Вас создан Региональный ресурсный центр социализации детей-сирот. Расскажите, пожалуйста, о его работе, о социальных проектах для детей-сирот в Кузбассе.

– У нас где-то 2400 детей без родителей. Из них 2000 живут в детских домах. А специалистов для работы с этой категорией не готовит ни один вуз. А разве каждый педагог сможет работать с сиротами? Наш институт как образовательная организация оказывает методическую помощь детским домам. Мы все время ищем разные практики по подготовке их выпускников к самостоятельной жизни.

Участвовали в федеральном конкурсе, выиграли грант и 16 детских домов в области оборудовали «тренировочными квартирами». Выглядит это как обычная комната, ребенок в ней сам себя обслуживает, готовит, распределяет свой семейный бюджет, готовится к самостоятельной жизни.

Более 100 видов различной продукции можно создавать из угля – бензин, керосин, медицинские препараты, а это более 100 вариантов новых компетенций, профессий, за которыми будущее

О ГЛАВНОМ

– Сегодня всё больше молодых людей хотят уехать из Кузбасса. Как Вы считаете, что с этим можно сделать?

– Молодежь уезжала и будет уезжать. Это тяжелый вопрос. Вот как закрепить их в профессиональном образовании? Смотрю через свою призму: я когда учился в техникуме (прим. ред. – А. Г. Тулеев окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта), у меня стипендия была 80% от прожиточного минимума, голодным не был. А сейчас она на уровне 12-13%. Поэтому стипендию надо повышать, да и предприятия, куда пойдут работать выпускники, должны доплачивать им с первого курса, и  конечно, необходим федеральный закон по квотированию рабочих мест для молодежи.

Мы недавно провели опрос среди студентов техникумов и колледжей, а также выпускников 11-го класса, по его результатам жить и работать в Кузбассе намерено только 40%. Причины: нет перспектив, ясности, роста, возможности трудоустройства, низкая заработная плата. Понятно, ЕГЭ дает право сейчас поступать в любой вуз страны. Но и главное еще, я считаю, у нас пирамида перевернулась, раньше родители оставляли детей у себя, привязывали, а сейчас, наоборот, выталкивают, говорят: «Ты езжай!. Если мы не живем при чистой экологии и воздухе, ты хоть поживи». А потом ребенок уехал, у отца и матери за него душа болит, и они за ним отправляются жить в другой город.

Экологические проблемы – наш бич. Я один путь вижу здесь для Кузбасса – глубочайшая переработка угля. Что это такое? Есть Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, его нужно развивать. Потому что из угля можно создавать более 100 видов различной продукции – бензин, керосин, медицинские препараты, а это более 100 вариантов новых компетенций, профессий, за которыми будущее.

– Аман Гумирович, мы знаем, что Вы сами вышли из системы профессионального образования, но уже много лет занимаете высокие руководящие должности. Что дали Вам обучение в техникуме, работа железнодорожником? Что бы Вы могли посоветовать тем, кто выбирает свой профессиональный путь сейчас или уже осваивает профессию?

– Вы правы, я учился в железнодорожном техникуме в Тихорецке. Выбрал факультет эксплуатации железных дорог. Там готовили тех, кто координирует работу всех служб на железной дороге, организует весь процесс движения поездов. В моей профессии очень нужны были логическое мышление, тактика, стратегия, как в шахматах, – приходилось разводить, расформировывать, собирать огромное количество составов. Всю информацию держать в голове. Когда работал начальником станции, решал массу сложных и нестандартных задач. Это была огромная школа жизни, и я благодарен за это профессии. Потому что не будь я хорошим инженером путей сообщения, я бы никогда не добился тех высоких постов, на которых работал.

Я хочу сказать, что профессиональное образование сегодня набирает большие обороты и выбрать техникум или колледж – это перспективно, это возможность получить прикладную специальность, которая в любом случае пригодится в будущем. Да и выбор сейчас большой, выбирай то, к чему душа лежит.

Хочу пожелать им выбрать интересную профессию, нужную людям. И конечно, любить свою будущую работу, потому что это гарантирует и успешную карьеру, и просто счастливую жизнь.

А еще я хочу пожелать всем здоровья. Беречь себя, беречь своих близких. Потому что когда рядом друзья и родные, легче преодолевать любые невзгоды и кризисы.