СМИ VS НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ



СМИ VS НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 ТРЕНДЫ

Медиасреда трансформируется небывалыми темпами. С какими трудностями сталкиваются федеральные и региональные СМИ, почему необходимо детально анализировать этот процесс, рассказал председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий.

Очевидно, что события 2020 года лишь обнажили проблемы, которые давно складывались в информационном поле. И сейчас структура медиа меняется. Этот процесс требует переосмысления работы всей системы СМИ.
«С одной стороны, мы наблюдаем очень быстрый переход информации в Интернет, который ни законодательно, ни организационно до конца не оформлен. Традиционные СМИ пытаются адаптироваться к процессу, не успевая его осознать. Сейчас сложно определить, теряет отрасль или приобретает, модифицируется или трансформируется. Что с ней происходит? Именно это состояние сфера сейчас и переживает», - подчеркнул Игорь Потоцкий.

Проблемы, связанные с формированием нового рынка медиа, подтверждает исследование, которое представил в ходе планового заседания комитет по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций ТПП РФ.

Позиции линейного ТВ находятся под сомнением из-за увеличения востребованности конкурентных сред. Интервью популярного блогера на YouTube-канале за несколько дней могут посмотреть более 10 миллионов человек, в то время как среднесуточная аудитория одного из самых известных российских телеканалов – 1,026 миллиона.

Принципиальным риском для всего рынка ТВ является растущий спрос на платное видео по запросу. 64% населения РФ пользуется Интернетом, свыше 60% готовы платить за видео вместо просмотра рекламной модели, а рост потребления контента в онлайн-кинотеатрах превышает 40% в год.

Исследование компании «Делойт» отмечает, что телевизионные каналы проигрывают агрегаторам контента: россияне охотно платят за просмотр видеопродуктов специальным сервисам.

Линейное ТВ потеряло статус основного поставщика информации. В 2010 году новости из этого канала информации получали 87% аудитории, в 2019-м – 64%. Исследователи компании «Делойт» отметили, что за последние 5 лет уровень доверия россиян к телевидению как источнику информации стал рекордно низким. Только 23% граждан доверяют ТВ, 55% предпочитают Интернет.

Наблюдается неравномерное и разнонаправленное развитие рекламного рынка. Снижается зависимость региональных рынков рекламы от федерального. Сейчас региональные рынки продолжают падение, при этом эксперты отмечают рост федерального. По словам Игоря Потоцкого, это эффект абсолютной монополизации рынка, которую ФАС отказывается признавать.

Появились прецеденты банкротства региональных рекламных агентств. Как сообщает «Коммерсантъ», партнеры крупнейшего медиаагентства Media Net, выручка которого в 2019 году составила 377 млн, подали иск о его банкротстве. При этом в федеральном сегменте рынка аналитики прогнозируют рост, обусловленный высокими ценами на рекламный инвентарь.

Эксперты также отмечают, что на сегодняшний день рынку региональных и муниципальных телевещателей не приходится рассчитывать на ресурсы федерального бюджета, в то время как финансовая поддержка госканалов достигает нескольких миллиардов рублей в год.

Игорь Потоцкий

Игорь Потоцкий:
Мы наблюдаем очень быстрый переход информации в интернет, который ни законодательно, ни организационно до конца не оформлен. Традиционные СМИ пытаются адаптироваться к процессу, не успевая его осознать.

Не решен вопрос о формальном статусе условно федеральных и региональных СМИ. В действующем законодательстве РФ нет разделения вещателей на федеральных, региональных и муниципальных, но на практике оно существует. Это создает неравные условия конкуренции для равноправных субъектов экономической деятельности.

Игорь Потоцкий подчеркнул, что эти и другие вопросы требуют детального анализа и последующего решения. В этом он видит задачу Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций. СМИ надо использовать все свои преимущества в новых условиях, которые диктуют технологии и спрос аудитории.