ДИСТАНТ КАК ТОЧКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА



ДИСТАНТ КАК ТОЧКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

 ДИСКУССИЯ

Лилия Горбунова

Экстремальный переход к дистанционному обучению весной 2020 года встряхнул классическую систему образования и показал ее неготовность к новым формам обучения. Общество, которое живет в насыщенном информационном поле, повсеместно использует гаджеты и искусственный интеллект, сильно растерялось в условиях дистанционной учебы. Попробуем разобраться в причинах вместе с преподавателями, родителями и представителями власти.

До пандемии школы уделяли мало внимания обучению педагогов навыкам работы с интернет-технологиями. Дистанционка потребовала этого молниеносно и на хорошем уровне.

 Кроме того, онлайн-обучение заставило учителей перейти к стратегическому тайм-менеджменту: важно было по-новому планировать свою работу и осваивать новые образовательные сервисы и платформы.

Трансформация системы образования напрямую затронула учеников. Снижение их результативности не было повсеместным. У ряда учащихся дистант вызвал интерес и позволил углубиться в выбранные темы. Качественные дистанционные продукты, например ресурсы  Coursera или платформы «Открытого образования», для некоторых учеников стали отличным решением проблемы «плохого учителя».

Вопросы сочетания дистанционных и традиционных форм обучения, их соотношение в образовательном процессе остаются открытыми для широкого обсуждения.

Электронная школа 2:0 – информационная система, позволяющая автоматизировать деятельность образовательных учреждений и интегрировать государственные и муниципальные услуги в сфере образования. Данная система позволяет родителям подать документы на зачисление детей в первый класс; контролировать процессы питания ребенка; мгновенно получать информацию об отметках ученика; контролировать выполнение домашнего задания. Система 2:0 заменила собой бумажный вариант школьного журнала и дневника школьника.

Позднякова Наталья Анатольевна,
ректор Института повышения квалификации г. Новокузнецка, к. п. н.:

– Во время пандемии ИПК все свои силы направил на просвещение педагогов по вопросам дистанционных и электронных форм обучения. Для учителей города и юга Кузбасса было разработано образовательное мероприятие – панорама методических идей «IT-секреты онлайн-педагога». Учителя смогли познакомиться с инструментами дистанционного обучения, глубоко погрузились в анализ использования цифровых ресурсов для изучения отдельных школьных предметов.

В ноябре был проведен фестиваль «Новокузнецк – территория цифровизации», в котором приняли участие 150 руководителей и педагогических работников образовательных организаций города и юга Кузбасса. В виде мастер-классов, панельных дискуссий, проектных интенсивов они проработали проблемные вопросы, возникшие при работе с ресурсами дистанционного обучения: Яндекс-учебник, Учи.ру, Zoom. За время пандемии институт провел более 15 мероприятий, в которых приняло участие более 600 человек.

Белова Галина Михайловна,
начальник отдела общего образования комитета образования администрации г. Новокузнецка:

 – С одной стороны, ребенок в условиях дистанта лишен  контактного общения с одноклассниками, а значит, снижен риск заболеть вирусной инфекцией. При этом далеко не все дети самоорганизованны, а у первоклассников навыки дистанционного обучения не сформированы тем более.

 Дистанционное обучение предполагает режим, участие в уроке, использование различных образовательных ресурсов.

Классные руководители просили родителей  усилить контроль за тем, какими сайтами, информационными порталами в рамках дистанта пользуются их дети. Хорошо семьям, где на время работы родителей их заменяют бабушки и дедушки.

Мы наблюдали и другую проблему дистанта, когда в дневное время зависал Интернет и из-за технических  сбоев  школьники не могли справиться с возникшей ситуацией, особенно учащиеся начальных классов.

Еще одна сложность, с которой мы столкнулись, – отсутствие у многих возрастных  педагогов  информационно-коммуникационных компетенций. Для таких педагогов мы рекомендовали организовать помощь со стороны молодых коллег при разработке онлайн-уроков.

На базе ИПК были организованы курсы, направленные на повышение профессиональной компетенции учителей при организации дистанционного обучения.

Кроме того, остро встала проблема отсутствия или нехватки компьютерной техники в малообеспеченных и многодетных семьях. Дети в таких семьях, бывает, обучаются и в разных школах. Пришлось учитывать это обстоятельство и менять расписание.

Кристаллизовалось важное: дистанционное обучение никогда не заменит очного, роль живого общения с учителем на уроке неоспорима.

«Горячая линия» в КОиН и районных отделах образования оперативно реагировала на возникающие жалобы, консультировала по задаваемым вопросам.

Половина поступавших звонков была связана с желанием родителей, особенно первоклассников, вернуться к традиционной форме обучения. Родители учеников 9-х, 11-х классов тоже ратовали за возвращение в школу, опасаясь за подготовку к предстоящим ОГЭ и ЕГЭ.

Востребованной была  помощь волонтеров – работала прямая линия, организованная Министерством образования и науки Кузбасса. По вопросам психологического сопровождения детей в дистанте активно размещались памятки на информационных ресурсах.

Ко второй  волне дистанта школы подошли уже более подготовлено.  Однако, когда школьники вышли на онлайн-обу­чение весной,  пройденный в учебном году материал уже в основном повторялся.  При выходе на дистант в начале учебного года школьники изучали новый материал. Педагогам пришлось корректировать свои рабочие программы и даже переносить часть нового материала на более поздний период.

Вопросы, связанные с организацией дистанционного обучения,  находятся на особом контроле у администраций образовательных организаций и КОиН.

Рябов Валерий Анатольевич,
директор факультета физической культуры, естествознания и природопользования НФИ КемГУ:

— Нет опасений, что дистанционная форма останется в вузах как единственная. Ее применение оправданно на определенных этапах обучения, например установочные сессии или чтение лекций для больших потоков студентов, удобно для заочников. Однако лабораторные работы по химии, биологии, как и многие виды практик, требуют исключительно очного освоения, если говорить о системной работе.

Будущее за гибридной формой, необходимо совмещать дистанционное и очное обучение. Главное – выбрать разумный баланс между необходимым и уместным.

Колесник Оксана Владимировна, директор школы № 71 г. Новокузнецка:

– С дистанционным обучением наша профессиональная жизнь разделилась на «до» и «после». «До» – мы, учителя и администрация, четко понимали, что, как и зачем мы делаем, какие результаты можем получить.  А вот «после» – это «ситуация неопределенности». Было неясно, как именно проводить уроки, совсем непонятны были результаты, да и техническая сторона процесса пугала.

Конечно, увеличилась нагрузка у учителя, он стал максимально открытым в камере zoom, с такой нагрузкой справились не все.  Однако многие учителя нашли для себя широкие возможности дистанта. Ученикам можно было одновременно предложить совершенно разные задания. Интернет открылся с продуктивной стороны, и вот уже многие учителя не мыслят свои уроки без обращения к современным сервисам.

Нелегко пришлось и администрации: попробуйте мотивировать, планировать и организовывать деятельность, которой до сих пор просто не было.

Ноябрьский дистант не вызвал прежнего ажио­тажа. Нам интересно, что там дальше, какие есть новые возможности, как это можно использовать.

Павел Владимирович Буров, родитель шестиклассника школы № 71:

– Дистант ворвался внезапно для всех. По телевизору – информация о том, что мы готовы, а на деле – негодование со стороны родителей, дети которых не имеют компьютера или нормального телефона для выхода на урок, особый стресс  ­–  у родителей начальной школы, оказавшихся в роли учителей.

Мне как родителю повезло, у сына есть компьютер, и он вполне умеет с ним обращаться. Но тут новая проблема – несколько дней подряд сидение перед экраном, что совсем не полезно для здоровья. Позже оно  сменилось полным игнорированием процесса. Приходилось контролировать, посещает ребенок урок или просто подключился к программе, а сам гоняет машинки по экрану. Горько представить, что происходило в домах многодетных семей в этот период.

Проблемой оказалось и взаимодействие с учителем. С одной стороны, его можно понять – принимать в день по несколько десятков звонков проблематично. С другой стороны, а как еще уточнить, понять, что делать и как это все отдать на оценивание педагогу.

Мне кажется, для родителей нужно было довести порядок действий в разных ситуациях, может, организовать специальные курсы.