ВРЕМЯ НЕОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ



ВРЕМЯ НЕОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МЕЦЕНАТСТВО 
В рамках первого международного Сибирского форума-фестиваля «АртЦифровизация» состоялась экспертная сессия на тему «Меценатство или инвестиции: роль бизнеса в формировании цифрового культурного наследия». О том, как пандемия повлияла на сферу благотворительности в искусстве, и почему общество больше не будет прежним – в подборке мнений участников дискуссии.

Во время сессии участники обсудили направления и существующие возможности поддержки учреждений культуры, привлечения инвестиций в сферу цифровизации культуры, развития арт-пространств и креативных индустрий, а также необходимость государственной поддержки в этой сфере.

Бизнесмены, меценаты, представители краудфандинговых и фандрайзинговых платформ представили опыт взаимодействия с культурными проектами и стартапами, а также презентовали реализованные проекты в культурной сфере.

КРИЗИС И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Александр Киселевский, президент онлайн-платформы аукционных домов Bidspirit.com, также согласился с тем, что сфера меценатства неизбежно претерпевает изменения во время кризисов:

«С каждым благотворительным аукционом все сложнее собирать суммы. Если раньше меценаты могли просто перечислить средства, даже не забирая предметы искусства, то сегодня им стало сложнее просто так давать деньги».

 

Соучредитель Благотворительного Фонда Михаила Прохорова, председатель Экспертного совета, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» и одноименного журнала, Ирина Прохорова, считает, что экономическая нестабильность обостряет не только проблемы меценатства, но и выявляет потенциалы многих проектов, которым необходима поддержка благотворителей.

 

Оксана Фодина, директор программ благотворительного фонда Владимира Потанина, считает, что сейчас подходящее время для развития благотворительности: «Мы расширили свою аудиторию в  период пандемии. Например, обратили внимание на сферу НКО. Пример работы фонда Владимира Потанина показал, что для меценатства то, что происходит сейчас - это возможность для солидарного партнерства и время, когда мы можем привлечь в наше сообщество гораздо больше людей без тех преград, которые были раньше».

Изменения заметила и Наталия Игнатенко, pr-директор краудфандинговой* платформы
Planeta.ru:

«Во время кризисов 2014 и этого года мы выявили тенденцию: сокращается средний чек пожертвований, но при этом количество транзакций увеличивается. В сложное время люди чувствуют свою причастность к проблемам друг друга и пытаются помочь».

О том, как поменялось отношение людей к добровольным пожертвованиям, рассказала и Ирина Прохорова:

«Краундфандинг – это отрадное явление, которое говорит о фундаментальном изменении отношения общества к благотворительности. Раньше подавляющая часть была уверена, что бизнес должен оказывать финансовую поддержку, таким образом «рассчитываясь» с обществом за свой успех. Сегодня люди способны пожертвовать последним рублем, что накладывает определенные обязательства на благополучателей. Деятели искусства уже не могут сказать тем, кто их поддерживает: «у меня духовный кризис». Эта сознательность общества продвигает меценатство на новый уровень».

ПОДДЕРЖКА КУЛЬТУРЫ

Какие проекты культуры поддерживает благотворительность, эксперты также рассказали в рамках секции форума-фестиваля.

Наталия Игнатенко рассказала о проекте «Планета поддерживает», в рамках которого снижена комиссия для культурных и творческих проектов, независимых артистов, театров и других учреждений культуры.

«Многие начали активно развиваться на этой площадке. Хочу отметить, что получится у них привлечь аудиторию и собрать средства или нет, зависит только от них самих. Важно уметь общаться со зрителем, который делает своим пожертвованием «предзаказ» какого-то концерта или спектакля. Краундфандинг – это история про взаимную благодарность, не только про благотворительность».

Также эксперт рассказала про историю частной пермской филармонии «Триумф», которая открыла денежный сбор на финансирование своей работы во время пандемии. Активная деятельность людей по привлечению средств для концертной площадки привела к тому, что один из банков сделал пожертвование в размере около 40% от общей суммы.

Александр Киселевский считает, что многие учреждения и деятели искусства видят в поддержке благотворителей панацею от всех финансовых проблем. По его словам, необходимо научить культурные организации зарабатывать деньги самостоятельно.

По мнению Ирины Прохоровой, без поддержки благотворителей не останется и цифровизация в образовании:

«Не секрет, что цифровые технологии в культуре становятся все более мощными. Мне, как и экспертам фонда, очень интересны образовательные проекты, которые могут в дальнейшем стать инвестицией. Среди них есть те, что требуют постоянной помощи от меценатов. При этом мы увидим результат этих проектов только через несколько лет, когда на рынок выйдут новые специалисты».

Использование современных технологий, трансформация сферы искусства и повсеместный переход в режим online во время пандемии обострил ряд проблем, связанных с соблюдениями правовых норм.

ЦИФРА В КУЛЬТУРЕ

По словам Александра Киселевского, до пандемии Россия не была готова к цифровизации:

«Когда запускался Bidspirit.com, мне говорили, что никто не будет покупать картины через интернет. Не в характере наших людей доверять онлайн-площадкам. Сегодня уже нет сомнений, что аукционы в дистанционном режиме – это гораздо удобнее, чем собирать людей в одном помещении. К тому же, приехать и лично познакомиться с произведениями искусства всегда можно до начала торгов. Это относится и к искусству: после пандемии люди уже не будут  ходить в галереи и музеи как раньше. Нам придется с этим смириться и меняться, в том числе и в культурной жизни».

Ирина Прохорова, соучредитель благотворительного фонда Михаила Прохорова считает, что инвестиции в диджитализацию сферы искусства уже стали повседневностью:

«Цифровые проекты растут, мы их поддерживаем. Опыт показывает, что хорошо снятый спектакль расширяет потенциальную аудиторию в тысячи раз, однако, продвижению объектов культуры мешает полный распад информационного пространства в этой области. Поэтому мы активно поддерживаем такие проекты, как «ПостНаука», Colta, «Горький»».

При этом использование современных технологий, трансформация сферы искусства и повсеместный переход в режим online во время пандемии обострил ряд проблем, связанных с соблюдениями правовых норм. Анжелика Матушкина, ментор Ассоциации менторов Сколково, призвала порталы, учреждения и деятелей культуры обращать внимание на правовые обязанности, связанные с обработкой персональных данных, сертификацией и соблюдением авторских прав. Штрафы за нарушения по этим статьям закона могут достигать нескольких миллионов рублей.

Также на повестке оказались и вопросы законодательной поддержки меценатства.

Ирина Прохорова отметила, что лучшее стимулирование крупных фондов – это появление для них льгот на законодательном уровне.

Экспертная сессия также завершилась её мнением: «Бизнес - это интересный способ существования,  который ищет новые территории и осваивает площадки мира digital гораздо быстрее, чем культура. Цифровизация – это новые возможности и большая ответственность. Повсеместный режим online создает поле для объединения общества. Когда благотворительность поддерживает культуру в регионах страны, исчезает разрыв между столицей и субъектами федерации».