ТРЕНДЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗРОСШИЙ СПРОС И ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ



ТРЕНДЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗРОСШИЙ СПРОС И ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ
#PRO_ONLINE 

Александра Бурелогинова

Весна 2020 года стала проверкой на прочность для онлайн-возможностей российского образования. Школьники, педагоги и родители со скрипом настраивали zoom и осваивали платформы дистанционного обучения. Зато часть аудитории, у которой на удаленке появилось время, с удовольствием воспользовалась втями онлайна для самообразования.

Мастер-классы, курсы, лекции и разовые уроки по различным направлениям – всё это стало пользоваться повышенным спросом.

Предложение быстро подтянулось — игроков на рынке онлайн-обучения стало гораздо больше.  И «правила игры» в этом секторе изменились. Насколько легко теперь зарабатывать в сети на своих знаниях? Какие перспективы есть у бизнесменов в этой нише? И вырастет ли качество услуг вслед за бумом спроса на онлайн-уроки? Об этом мы поговорили с экспертами рынка.

ЗАПРОСЫ СТАЛИ ВЫШЕ

Первый вызов, с которым столкнулись предприниматели в сфере дистанционного обучения, это разборчивость.

Большинство руководителей компаний из онлайн-образования отметили в пандемию возросший на их услуги спрос. У преподавателей прибавилось работы. Но вместе с тем клиент стал более разборчивым и требовательным. Несмотря на вынужденность перехода в сеть, люди не готовы снижать планку притязаний.

Создатель проекта «Соцсети как открытый университет» Алла Кечеджан, добавляет, что теперь аудитория ищет не только знания, но и эмоции. И это, конечно, накладывает обязательства на преподавателей. От них ждут харизмы, энергетики. Стиль обучения должен быть таким, чтобы ученику хотелось познакомиться с педагогом вживую, развиртуализироваться.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ

Отсюда вытекает еще один важный тренд онлайн-образования — персонализация обучения. Сейчас спрос предъявляют, в первую очередь, на личность преподавателя, и уже следом на знания.

Алла Кечеджан уверена: теперь на первое место вышло доверие к личности того, кто ведёт этот курс, тренинг или мастер-класс. Выигрывают те, кто говорит интереснее других.

Ирина Баржак, директор Института публичных выступлений и конфликтологии, в самом начале своих лекций в сети испытывала опасения стать просто «очередной говорящей головой». Ведь именно персона спикера определяет, будет ли спрос на данный контент.

При этом Баржак замечает, что сейчас перестают работать шаблонные практики.  То, чему учат на «фабриках онлайн-школ», перестает интересовать клиентов. «Копи-паст» аудитория считывает и идет на уникальный бренд школы и индивидуальный имидж ее основателей и преподавателей.

В этом же русле заметен принцип кастомизации. Сеть активно обогащается контентом, в том числе бесплатным. В результате аудитория сталкивается с информационным парадоксом: чем больше информации, тем сложнее и дольше надо искать подходящую. А значит будущее за кастомизацией учебных планов и контента. Развитие этого принципа можно проследить на примере фитнес-индустрии. Сегодня у клиентов востребованы персональные тренировки с тренерами. Все большая часть аудитории понимает, что лучший эффект дают занятия под наблюдением эксперта. И этот спрос неминуемо потянет за собой предложение.

КОНКУРЕНЦИЯ УСИЛИЛАСЬ

На фоне стремительно возросшей конкуренции предпринимателям в сфере онлайн-образования становится критично важным уметь выделяться. Для этого необходимо создавать дополнительные привлекательные компетенции, за которые люди будут готовы даже переплатить, но получить именно этот товар или эту услугу. Любой, кто теперь открывает онлайн-бизнес, должен задаваться вопросами: почему я? Что я могу, чего не могут другие?

Осложняет здоровую конкуренцию демпинг. Так, например, Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner, отмечает: «Конкуренция на рынке онлайн-образования большая, и трудности связаны с тем, что некоторые продают знания практически бесплатно». В результате аудитория быстро пресыщается и меньше ценит услугу в принципе.

Интересно и то, что в сфере онлайн-образования меняются каналы продвижения услуг. «Мы запустили 4 потока онлайн-марафона: про работу в PR, копирайтинг, продвижение в Инстаграм и в целом про маркетинг. РСЯ и таргетированная реклама в соцсетях принесли нам минимум заявок; прямые продажи, заход через партнеров и блогеров сработали куда лучше», — резюмирует Инна Анисимова.

 Еще один важный тренд, вытекающий из высококонкурентной среды, — это диверсификация подходов. 

Основатель и генеральный директор SF Education, онлайн-университета для «белых воротничков» Александр Вальцев отчетливо наблюдает эту тенденцию. «Чтобы сохранить трехзначные темпы роста выручки, онлайн-школы с оборотом в несколько сотен или даже миллиардов рублей начинают идти в смежные направления, пытаясь отобрать долю рынка и существующих в нише игроков, — замечает Вальцев. — Например, мы видим, что Нетология и Skillbox с переменным успехом пытаются реализовать продукты по финансовой тематике. SkillFactory, которые кратно выросли за счет курсов по теме Data Science, развивают направление дизайна через бренд Contented».

Большинство руководителей компаний из онлайн-образования отметили в пандемию возросший на их услуги спрос. У преподавателей прибавилось работы. Но вместе с тем клиент стал более разборчивым и требовательным. Несмотря на вынужденность перехода в сеть, люди не готовы снижать планку притязаний.

Спикер полагает, что, беря дополнительные не смежные направления, компании будут всё-таки уступать по качеству продукта узконаправленным игрокам, которые выдерживают специализацию с момент основания. При этом слияние таких компаний при условии, что команды основателей остаются неизменными, наоборот приведет к синергетическому эффекту и сохранит качество продуктов.

«Помнится, на акселераторе Нетологии, который я проходил в начале года, был показан график, на котором присутствовала информация о динамике роста рынка онлайн-образования в РФ и СНГ, — вспоминает Александр Вальцев, основатель и генеральный директор SF Education, —  Там было видно, что более 50% существующих компаний на рынке были запущены в 2019 году. Становится очевидным, что назревает большой пузырь, и множество компаний «лопнут» в ближайшие несколько лет с ростом конкуренции».

ПРОАКТИВНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ АУДИТОРИИ

Важное наблюдение, которое делают эксперты рынка онлайн-образования, это усиление проактивности аудитории. В первую очередь, оно касается того, что обучающиеся уже не хотят просто в одиночку изучать материал, сдавать тесты и получать сертификаты. «Им интересно обмениваться знаниями и опытом с другими студентами, посещать мероприятия и видеть своих наставников воочию, — отмечает Александр Вальцев.

Эта потребность наметилась еще до пандемии и сейчас продолжает зреть. При этом, люди, прошедшие онлайн-обучение, все чаще рассматривают новые места работы, даже если текущие позиции устраивают. Это говорит о том, что люди открыты изменениям.

Как оказалось, даже старшее поколение готово перестроиться к новым реалиям жизни. Именно об этом нам рассказала Натали Линькова, генеральный директор основателя сервиса «Бабушка на час». Сервис по подбору домашнего персонала помогает найти помощников в уходе и в то же время предоставляет работу людям старшего возраста.

В рамках проекта все сотрудники проходят онлайн-обучение. «К нашему удивлению, возрастные студенты не просто по 6-8 часов ежедневно обучались, но и после выполняли домашние задания. За 3 месяца карантина мы обучили более 1300 человек старшего возраста, каждый из них прошел 80 часов обучения в онлайне, многие брали дополнительные уроки. Кроме того, у сервиса в этот период появилась новая услуга для родителей – онлайн-няня. Наши взрослые студенты не просто все это время обучались этой услуге, но еще и начали зарабатывать в онлайн по новой полученной специальности,» — заключила Линькова.

ЛЕГКО ЛИ ЗАРАБАТЫВАТЬ В ОНЛАЙНЕ?

Миф о легкости денег в онлайн-обучении довольно распространён. Но эксперты и предприниматели, работающие в этой сфере, спешат развеять его. Александр Вальцев отмечает, что мысль о больших заработках и низких трудозатратах транслируют «заводы» по запуску онлайн-школ. И это создаёт неверное представление об отрасли.

«Я занимаюсь этим бизнесом уже пять лет: начал до того, как это стало мейнстримом. Сам создал почти половину контента. На данный момент у меня в команде работает более 20 человек. И у меня почти нет выходных. Это сложный бизнес. Конечно, классические воронки продаж работают: соцсети, рассылки, вебинары, марафоны, автоцепочки и т.д. Однако дъявол кроется в деталях. Одно дело на высоком уровне понимать, как работает бизнес, другое дело — настраивать и улучшать все шаги в процессе создания ценности.

Я считаю, что обучение людей – это дело жизни, а не просто очередной бизнес-проектик, на котором серийный предприниматель может заработать. Но при этом есть масса примеров чисто «бизнесовых» онлайн-школ».

 Схожих взглядов придерживается и Инна Анисимова. «Образовательный продукт — специфический, это не пицца, которую легко продать в сети, настроив рекламу по 5 рублей за клик. Реализовать курсы на холодную аудиторию практически невозможно. А организовать спикеров и быть на связи с участниками 24/7 — титанический труд, который требует выносливости и терпения», — говорит Инна Ансимова.

Согласен с этим и Кирилл Алексеев, эксперт онлайн-школы финансовой грамотности GraFin. «Не стоит думать, что запуск образовательного проекта в сети будет легким. На рынке уже присутствует конкуренция, необходимо будет заработать себе определенную репутацию, создать полноценную и удобную образовательную платформу, найти специалистов, правильно привлечь аудиторию. Если все получится — заработать на этом действительно удастся, однако лёгкими такие деньги никак не назовешь...»