ЧИТАЯ ПО ГУБАМ



ЧИТАЯ ПО ГУБАМ

София Фахреева

Пандемия и ношение масок осложнили жизнь одной из наиболее уязвимых групп населения - глухих и слабослышащих людей. Основная проблема в том, что защитные маски не дают возможность считывать информацию по губам

По словам Елены Соловейчик, директора Центра развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей "Я понимаю", до пандемии глухие сталкивались с тем, что не все врачи в поликлиниках или больницах готовы были снимать маски. А сейчас это происходит повсеместно.

"В самом начале пандемии у меня была рана на глазу, пришлось срочно ехать в травмпункт», - вспоминает Екатерина Савченко, заслуженный мастер спорта по плаванию, восьмикратная сурдлимпийская чемпионка, семикратный серебряный, двукратный бронзовый призер Сурдлимпийских игр (2001, 2005, 2009 г.) - «Я заранее написала причину визита и попросила ответить письменно - доктор так и сделал, и маску тоже снял. До пандемии всегда раздражало, когда на приёме у врача видят, что я не слышу, но продолжают говорить. Показываю жестами: я не слышу и не понимаю вас с закрытым ртом, - но они по-прежнему сидят в масках. Тогда я показываю на ручку, киваю головой, мол, пишите. И так переписываемся".

Елена Соловейчик считает, что во время пандемии проблему затрудненной коммуникации глухонемых и плохо слышащих людей можно решить при помощи прозрачных масок или письменного общения. Екатерина также разделяет её позицию:

"Я однажды увидела в "Фейсбуке" ролик, как мужчина переводит на язык для глухих мэра города, и у переводчика маска прозрачная - это очень помогло. Если переводчик с закрытой маской, мы смотрим и на жестикуляцию, но понять его намного сложнее", - добавила она.

Прозрачные маски

В середине августа во Франции уже начали производить защитные маски, которые позволяют читать по губам. Такие средства защиты снабжены широкой прозрачной частью, которые делают губы видимыми для собеседника. Эта часть делается из поливинилхлоридной пленки и покрывается изнутри специальным составом, препятствующим её запотеванию. Сама маска снабжена закрепляющимися за уши петлями из эластика, либо затяжками на липучках, позволяющими плотно укрепить ее на лице. Установленная на маске фильтрующая материя высокого качества выдерживает 20 стирок.

Производство развернула одна из крупнейших французских ассоциаций инвалидов «France Handicap», созданная еще в 30-е годы XX века, на одном из своих предприятий рядом с Парижем. Их производственные мощности позволяют ассоциации выпускать по 300 масок в день. Идея такого устройства принадлежит жительнице Тулузы Аниссе Мекрабеш, страдающей от глухоты. Она начала собирать на проект деньги методом краудфандинга. «France Handicap» присоединилась к проекту с предложением обеспечить производство и продажу масок.

Национальное общество глухих детей в Великобритании также откликнулось на идею использования прозрачных масок в школах и колледжах.

По словам Ян Нуна, главного советника по политике Национального общества глухих детей, использование масок в образовании будет иметь серьезные последствия для 50 000 глухих детей Великобритании: «Для многих может быть мало пользы даже от посещения школы или колледжа, потому что они не понимают своих учителей и одноклассников, а одиночество и изоляция становятся трагическим результатом».

Он также добавил, что общественное здравоохранение всегда должно быть приоритетом, поэтому школы и колледжи страны должны быть готовы удовлетворить потребности глухих учеников, вкладывая средства в прозрачные маски для лица и делая все возможные разумные корректировки, оперативно обсуждая лучшие решения с учителями, родителями и глухонемыми учениками.

В России

В России большая часть глухонемых и слабослышащих детей получает образование в специальных коррекционных образовательных учреждениях: школах, интернатах и колледжах. Однако Высшие учебные заведения для них недоступны, хотя некоторые молодые люди с проблемами слухового аппарата выбирают учиться наравне со здоровыми сверстниками. Министерство просвещения обязало всех студентов носить маски, что добавляет глухонемым и слабослышащим проблем с коммуникацией и получением знаний.

Также есть дети, которые выбрали посещать обычную образовательную школу. Носить маски в общеобразовательных учреждениях или нет – личный выбор учителей и родителей школьников, так как на сегодняшний день Министерство просвещения не предписывает обязательное использование этого средства защиты школах. Поэтому дети с такими проблемами полностью лишаются возможности понимать учителя и одноклассников, которые выбрали носить маски.

Прозрачные средства защиты могут стать решением таких проблем.