СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНДЫ БУДУЩЕГО



СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНДЫ БУДУЩЕГО

Александра Буре-Логинова

Цифровизация – преобладающий, но далеко не единственный тренд, по которому развивается система образования в мире и России. Какие ещё тренды будут актуальны в ближайшем будущем – в материале «Бизнес-журнала. Кузбасс».

Система образования в каждой стране своя. Однако принципы, по которым идёт её формирование, одни и те же: преемственность, непрерывность, обязательное базовое образование, приоритет общечеловеческих ценностей и другие. В нашу систему образования входят и дошкольное образование, и общеобразовательные организации, ссузы, вузы, а также к этой категории относят и негосударственные учреждения, и центры дополнительного образования.
Но реалии нашей жизни требуют ряда изменений этой системы. Несмотря на то, что уже настала цифровая эпоха, в ряде случаев в разных сферах жизни по-прежнему применяются старые подходы. И именно в этих сферах в первую очередь необходимо разработать новые подходы и как можно быстрее внедрить их в рабочую систему. Именно нововведения должны будут преодолеть этот парадокс несоответствия, и, как следствие, изменить эту несовременную систему.

Тренд 1. Цифровизация

Первым трендом можно считать саму цифровизацию. Это уже очевидный факт, что мы на пороге глобальных изменений. Как комментирует первый проректор Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева Михаил Ширяев, «[Цифровизация образования] – это не электронные учебники. Это более глобально – новые технологии в образовании. В связи с этим стоит говорить и об изменениях взаимодействия между обучающимся и преподавателем. Об изменении их ролей».
Это же мнение разделяет и глава Совета образовательного холдинга «Наследники» и координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина.

«Применительно к образованию мы должны понимать, что цифровая трансформация – это не просто замена «аналога» на «цифру». Цифровая школа ни в коем случае не должна быть складом видеуроков и отсканированных учебников. Это живая форма выбора и представления модулей, путеводитель для учителя, проектные и исследовательские задания, цифровое портфолио учащегося, возможности самостоятельного планирования времени и взаимодействия с педагогом в интерактивной среде. Подчеркну, цифровизация образования немыслима без учителя, который и в будущем будет определять ход образовательного процесса», – сказала Любовь Духанина.
По ее словам, в декабре 2018 года эксперты опросили 2500 школьников подросткового возраста, и 47% ребят высказались за современные компьютеризированные уроки, но только если вторую половину занятия будет интересно вести учитель. А 7% полностью отказались бы от компьютера в пользу занятий с учителем, способным организовать разные формы работы для всего класса.

К этому же тренду можно отнести и массовое распространение онлайн-образования. Опять-таки это очередная ступень цифровой эпохи, то есть массового распространения цифровизации.
Речь идет и о многочисленных курсах, например, по подготовке к ЕГЭ, или просто виртуальных школах иностранных языков, где все обучение проходит через электронное устройство. Это экономия сил, сниженная стоимость уроков, а главное, экономия времени, что является бесспорным преимуществом в гонке за клиентский поток. Именно недостаток времени – причина невозврата многих клиентов к обучению. Родители и дети понимают: время не купишь, его надо экономить.

Рынок образования стал более мобильным. Например, за последние десять лет рынок курсов подготовки к ЕГЭ вырос как на дрожжах. Однако зачастую это сеть офлайн-школ. Есть масса примеров успешных образовательных сетей: удобно, качественно, но не быстро, ведь школьникам приходится тратить время на поездки туда и обратно. Однако появление онлайн-игроков этого же сектора вносит свои коррективы в этот рынок. Ведь многие курсы вдобавок предлагают не просто виртуальные уроки за стационарным компьютером, а уроки на смартфоне в приложении – конкурентное преимущество по части экономии времени. К тому же в приложении ведется проверка домашнего задания, видеоуроки и дополнительные разборы заданий по группам. Все это виртуальное обучение становится эквивалентным простому обучению за партой. Единственное, что тормозит пока этот рынок – это непривычный подход к обучению. Как только для нас это станет нормой (общение с педагогом и проверка домашнего задания в приложении), рынок образовательных услуг совершит квантовый скачок.

Как поясняет председатель российского общества «Знание» Любовь Духанина, образование – сфера, требующая тонкой настройки, поэтому резкие перемены невозможны. Но уже сегодня мы видим, как под влиянием научно-технического прогресса раздвигаются границы школьных предметов, как они становятся ближе к научным дисциплинам. Представители интернет-индустрии и академической среды делают прогнозы о массовом распространении в школах к 2030 году таких предметов, как робототехника, программирование, киберспорт, основы цифровой грамотности, теория решения изобретательских задач.

С развитием междисциплинарного подхода будут возникать новые курсы: например, иностранный язык, география и история изучаемой страны или изучение физики, химии и биологии как единого естественно-научного блока, необходимого для решения научно-практической задачи. Все больше внимания уделяется «мягким навыкам» (soft skills), уровень которых становится важнейшим индикатором для работодателей. Но ядром общего образования должны остаться фундаментальные знания, наличие которых и задает возможность человека ориентироваться в меняющемся мире и больших потоках информации.
Из цифрового тренда вытекает и еще одно вполне очевидное следствие – Интернет становится цифровым двойником нашей жизни. И более того, подчас близким другом. И если еще десять лет назад точка доступа к глобальной виртуальной сети была преимуществом для кого-то, то сейчас это жизненная необходимость. Если говорить сугубо про образование, то это и запись в детский сад, первый класс, и электронный дневник, и онлайн-олимпиады, и онлайн-уроки на YouTube, и многое другое. Ожидается, что уже через 15-20 лет электронные учебники полностью вытеснят бумажные. Не менее интересно и то, что именно цифровые помощники – роботы и другие электронные девайсы – станут правой рукой учителя.

Любовь Духанина, глава Совета образовательного холдинга «Наследники»
«Цифровая трансформация – это не просто замена «аналога» на «цифру». Цифровая школа ни в коем случае не должна быть складом видеуроков и отсканированных учебников. Это живая форма выбора и представления модулей, путеводитель для учителя, проектные и исследовательские задания, цифровое портфолио учащегося, возможности самостоятельного планирования времени и взаимодействия с педагогом в интерактивной среде».

Кроме того, в сферу образования приходит искусственный интеллект. По результатам разнообразных тестов, искусственный интеллект может довольно точно определить профессиональные интересы и способности ученика, что облегчит сам процесс учителю. В связи с этим, очевидно и то, что роль учителя станет немного другой в самом процессе обучения. В ближайшем будущем педагогу предстоит стать персональным другом школьника или студента, ловко выстраивающим дискуссию, диалог, в ходе которого и происходит закрепление материала. А контролировать этот процесс или, может, даже его излагать ученику будет искусственный интеллект.

Не менее интересно и то, что сам подход, который ранее был возможен лишь для обучения, скажем, летчиков и машинистов, теперь сможет применяться практически в любых профессиональных сферах. Речь идет про разнообразные симуляторы. Эксперты сходятся во мнении, что именно виртуальные тренажеры разных профессиональных направленностей помогут выстроить новый подход к обучению. Обладая определенной техникой, можно предложить обучающимся попробовать себя практически в любой профессии.
Кооперация педагогов и работодателей направлена на формирование представлений о рынке труда, определении карьерных траекторий. Согласно опросам ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», девять из десяти школьников хотят начать работу до наступления совершеннолетия. И тенденция усиления взаимодействия школ, социальных партнеров и работодателей создаст условия для лучшего жизненного старта миллионов молодых людей. Школа будущего должна уметь помогать ребенку осуществлять профессиональный выбор.

Тренд 2. Индивидуализация

Ещё одним трендом развития системы образования можно назвать её открытость и запрос на индивидуализацию.
«Под этим понимается более гибкая организация учебного процесса и возможность обучения по уникально сформированной образовательной траектории. Для российского образования этот тренд актуален, – подчеркивает Михаил Ширяев, – в современном мире появились не просто новые средства (сети, компьютеры), появляются новые отношения. Это удовлетворение индивидуальных потребностей. Не шаблонное образование, а конкретно для каждого – индивидуальный подход. Это социализация всех процессов, опять-таки связанных с открытостью информационных систем».

Coursera – проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. На данный момент в Coursera зарегистрировано более 25 млн пользователей и более 3000 курсов и 200 специализаций от более 150 образовательных учреждений.

«В будущем все ярче будет проявлять себя индивидуализация обучения, персонализация образовательных траекторий. В корпоративном обучении уже появились образовательные платформы, позволяющие разрабатывать уникальную программу для каждого. Они учитывают и слабые места слушателя, и то, какие материалы им лучше воспринимаются. За счет этого формируется индивидуальный маршрут, на котором отдельным темам может уделяться особое внимание. Схожие механизмы сегодня внедряются на школьном и вузовском уровне, но пока только в виде экспериментов и вспомогательных для обучения платформ», – уточняет Любовь Духанина.

Тренд 3. Доступность

И третий тренд – доступность – следствие первых двух трендов. «Это максимальное удовлетворение потребностей человека в знаниях, компетенциях, навыках», – комментирует Михаил Ширяев.
По мнению экспертов, школа как социальный институт обращена в будущее: определяет его и работает на него. Собственно, как и все другие составляющие образовательной системы: и детский сад, и вузы. Как заключает Любовь Духанина, «в то же время мы должны помнить, что все дети разные, и школа будущего обязательно должна быть открытой, интересной, доброй, внимательной и избыточной с точки зрения возможностей».

Михаил Ширяев, первый проректор Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева «В современном мире появились не просто новые средства (сети, компьютеры), появляются новые отношения. Это удовлетворение индивидуальных потребностей. Не шаблонное образование, а конкретно для каждого – индивидуальный подход. Это социализация всех процессов, опять-таки связанных с открытостью информационных систем».